Очень часто предприниматели обращаются за ведением бухгалтерского и налогового учёта с целью платить как можно меньше налогов. Ищут лайфхаки, смотрят на других и пытаются повторить у себя. Ожидаемо попадают на проверки и штрафы. Потому что оптимизировать налоги – не равно минимизировать!
Мы оказываем услуги бухгалтерского консалтинга, в том числе по налогам, поэтому часто видим, чем кончается самостоятельная «оптимизация» налогообложения в том виде, как её сегодня понимают.
Оптимизация – это когда налогоплательщик не просто на бумаге рисует свои бизнес процессы, а претворяет их в жизнь, работает по ним. Очень частая схема, есть ООО на системе налогообложения УСН (доходы минус расходы), затем регистрируют ИП, оформленные на родственников, с патентной системой налогообложения или УСН со ставкой 6%, а если повезло, то вообще 0%.
Что в ней не так? Сейчас наглядно продемонстрируем.
ООО закупает оборудование и перепродаёт своим покупателям, а ИП оказывает услугу по монтажу этого же оборудования. То есть просто деньги выводятся из ООО в ИП, и ИП радуется: какой же он молодец, что придумал такую схему. Чаще всего в таких схемах нет даже договора между ИП и ООО, не говоря уже об актах, спецификациях, заявках.
Такую схему относят к дроблениию бизнеса, с чем очень жёстко борется налоговая. Разумеется, налоговая может увидеть такую «оптимизацию» не сразу, но не надо забывать, что помимо налоговой существуют ещё и банки, а вот они-то в первую очередь и находят странные взаимосвязи.
Банк видит, что на данное ИП деньги кроме как от этого ООО не поступают, сам ИП деятельность никакую не ведёт (это видно по операциям), только снимает наличные либо пользуется в личных целях. У банков стоит задача по выявлению таких бизнесов, они не заинтересованы работать с такими клиентами. Печальные последствия – запрос по закону о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, 115-ФЗ и блокировка счёта. Остатками на счёте какое-то время нельзя будет воспользоваться.
В данной схеме под удар попадает не только сам ИП, но в большей степени ООО, так как данные расходы могут убрать из налогооблагаемой базы и пересчитать налог на прибыль, а к нему прибавятся ещё штрафы и пени. Дооптимизировались...
При ведении бухгалтерского учёта мы можем предусмотреть такие риски и предпринять опережающие шаги. Помним, что все расходы должны быть экономически оправданы и документально подтверждены. Но даже если с документами всё в порядке, с экономической обоснованностью необходимо работать дополнительно: подготовить все обоснования для подтверждения, что сделки реальны и действительны.
Результатом такого бухгалтерского налогового консалтинга будут бизнес процессы, выстроенные таким образом, чтобы на каждую сделку были оформлены документы и выполнены подтверждающие действия.
Например, доказать, что ИП создан не только под это одно ООО, для этого нужно обеспечить более одного клиента. Как минимум, нужно подавать объявления о том, что ИП оказываете такие услуги всем желающим. То есть ИП ищете клиентов, но пока не можете найти. Такие объявления служат доказательством того, что ИП не «схемное». Если вы создадите лэндинг и соцсети оформите для продажи услуг ИП (с разными доменными именами и названиями!), это будет ещё убедительнее. Такие действия доказывают намерения ИП заниматься бизнесом и развивать данное направление.
Следующий шаг – проверить, обладает ли ИП теми знаниями, навыками, компетенциями, чтобы оказывать такие услуги. Если это ИП регистрируется родственниками, то вряд ли. Соответственно, ИП необходимо пройти курсы, получить свидетельства и т.д.
В абонентском бухгалтерском обслуживании мы можем и это предусмотреть: определим, какие именно компетенции требуются ИП и чем их подтвердить. Например, принять в штат сотрудника, который уже оказывает такие услуги, только числится в ООО. Это, кстати, ещё один наглядный пример неправильной организации бизнес-процессов.
Если ООО переводит в ИП таких сотрудников, у ИП уже будет движение по расчетному счету в виде заработной платны и налоговых платежей за сотрудников, то есть предприниматель ведёт деятельность. В целом по группе компаний ничего не поменяется, налоги не возрастут, а ИП при этом подтверждает статус самостоятельного бизнес-направления, не зависящего от ООО.
У ИП также должны быть самостоятельные договоры и расчёты с поставщиками товаров, работ, услуг, к примеру, закупка материалов для ведения своей деятельности. Может быть даже отдельный договор на бухгалтерское обслуживание ИП и аренду помещения. Если всё оплачивать с ООО, становится очевидна тесная взаимосвязь компаний.
Также в рамках бухгалтерского обслуживания мы проанализируем формы договоров между ИП и ООО, чтобы убедиться, что по условиям договора ООО работает с ИП как с абсолютно неподконтрольной компанией. Для этого необходимо прописывать всё и учитывать малейшие нюансы в работе, в том числе штрафы и гарантийные обязательства, которые компания обязательно предусмотрела бы в работе с посторонним подрядчиком, которому не с чего доверять.
Аналогично налоговый консультант анализирует договоры между ООО и его покупателями. Например, как ООО продаёт оборудование: включён ли в стоимость монтаж. Возникает закономерный вопрос, монтаж какого оборудования выполняет ИП? Эти расходы налоговая сразу уберёт, так как они экономически необоснованны и документально не оправданы. То есть по факту услуги монтажа есть, но в договоре с покупателем они не прописаны. Собственники ООО упускают такие моменты, а бухгалтер увидит налоговые риски и подскажет, как их снизить.
Поэтому, уважаемые предприниматели, прежде чем зарегистрировать ИП и включить его в свою группу компаний или организовать дополнительное ООО, необходимо продумать всю цепочку бизнес-процессов так, чтобы это были отдельные бизнес-направления. И организовывайте их заранее, не ждите, когда к вам прилетят запросы от банка в рамках 115-ФЗ или требования налоговой.
Есть вопросы, как это делать? Обращайтесь за консультацией в «Бухстоун» и не рискуйте там, где это неоправданно.